Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Мечи, сандалии и Брэд Питт: почему «Троя» до сих пор один из самых эффектных исторических блокбастеров?

14 мая исполнилось 20 лет со дня премьеры «Трои» – блокбастера о легендарной осаде древнего города. Далеко не все благодушно приняли эту ленту, однако разноречивые отклики не помешали ей стать важным событием в мире развлекательного кино, где манящая античность с царями, тысячью воинских кораблей и завоевательным духом нашла свое выражение через звездный кастинг, современный CGI и внушительную массовку. Вспомним фильм, в котором гневный Брэд Питт наступал на троянцев. 

Добавить в закладки
Мечи, сандалии и Брэд Питт: почему «Троя» до сих пор один из самых эффектных исторических блокбастеров?

Гнев, кинематограф, воспой Ахиллеса, Пелеева сына

После того как «Гладиатор» с триумфом прокатился по Голливуду и мировым экранам, студии возродили жанр пеплума, охотно снарядив боевые колесницы. Такого взлета «меча и сандалий» не видели с плодотворных 50-х, когда Голливуд (и итальянская кинематография тоже) сосредоточил все мощности на сюжетах о греко-римской древности. Если эпоху Возрождения называют возвратом к античности, то нулевые стали ее киноэквивалентом – студиям вновь открылся богатый мир эллинского наследия. Заложить крупный бюджет для «Спартака», «Юлия Цезаря», «300 спартанцев» или «Александра» было правым делом. 

Именно этот ландшафт предопределил выход «Трои» – масштабного эпика о походе ахейских греков на Илион. Поэма Гомера, крупнейший эпос в истории литературы, посвященный Троянской войне, обычно интересовал кинематографистов не так страстно, как его приключенческое продолжение – «Одиссею» экранизировали чаще, чем историю десятилетней осады Трои. Понятно почему: странствия Одиссея с их искушениями, тоской и экзотикой – материал более податливый для экранов, чем воспевание затяжной баталии за город-крепость. Правда, не для режиссера Вольфганга Петерсена, известного по таким хитам, как «Эпидемия», «Идеальный шторм» и «Самолет президента». Кому как не ему, не понаслышке знакомому с масштабами, доказывать, что троянская эпопея может реактуализироваться кинематографом, а не только устным языком рапсодов. 

Кадр из фильма «Троя»

Кадр из фильма «Троя»

Илиада с человеческим лицом

Охват событий и военных участников в «Илиаде» так широк, что не знакомый с первоисточником наверняка впадает в ступор. Мало одних ахейцев и троянцев – в поэме участвуют и олимпийские боги, выбравшие себе любимчиков и вставшие на их защиту (Зевс, Аполлон и Афродита помогают троянцам, Гера, Афина, Гефест – ахейцам). Сценарий «Трои» пошел по пути наименьшего сопротивления, полностью убрав линию с богами – война осталась уделом людей, ведомых эмоциями, похотью и гневом. При этом формально лента Петерсона сохранила верность гомеровскому эпосу, положив в основание конфликта дерзость принца Париса (Орландо Блум) – он саботирует мирное соглашение между Спартой и Троей, похищая Елену (Дайан Крюгер) – жену спартанского царя Менелая (Брендан Глисон) – и тем самым окончательно разрушая хрупкий мир. После вероломного предательства Менелай заручается поддержкой, и ахейские корабли со снаряженными воинами плывут по Эгейскому морю осаждать Трою. 

Голливудские сценаристы, разумеется, меряют Троянскую войну человеческим аршином. В «Трое» нет давления судьбы и слепой воли богов, хотя герои и чувствуют их присутствие. Картина Петерсона спускает конфликт с небес до величин, понятных каждому: героями верховодит любовное влечение с вытекающими из него побочными эффектами, включая вожделение, ярость и неодолимую ревность. Так, важным драматическим центром становится любовь Ахилла (Брэд Питт) к наложнице Брисеиде (Роуз Бирн), которая в поэме обозначена пунктиром, а если точнее, не выходит за рамки отношений господина и рабыни. Однако же какое развлекательное кино бывает без сильных чувств – здесь страсти разгораются всерьез. 

Вольфганг Петерсен и Брэд Питт на съемках фильма «Троя»

Вольфганг Петерсен и Брэд Питт на съемках фильма «Троя»

Эллада на Голливудских холмах

Излишняя «голливудизация» не могла не встретить критики. Все, от простых зрителей до знатоков-эллинистов, подтрунивали над фильмом: за одномерных и карикатурных персонажей (не устроил даже Брэд Питт в великолепной физической форме), хлипкую повествовательную канву, да и в целом – насколько Петерсон умеет снимать дуэли и армейские ряды (даже если они компьютерные), настолько же неспособен создать химию между героями. Актеры – даже те, по ком не прошлась критика (а это Брайан Кокс в образе Агамемнона, Шон Бинн в амплуа Одиссея или воплощающий Гектора Эрик Бана) – все равно выглядят современными людьми, которых снарядили в доспехи и заставили отчеканивать гомеровские строки. 

Брэд Питт в роли Ахилла на кадре из фильма «Троя»

Брэд Питт в роли Ахилла на кадре из фильма «Троя»

Мощной рекламной кампании и литых мышц оказалось мало, чтобы превратить Ахилла в Максимуса из «Гладиатора» – в кои-то веки показную брутальность Питта не оценили. Впоследствии актер сам признавал, что опыт съемок его не удовлетворил, а дорабатывать в «Трое» пришлось по обязательству. Возможно, фильму и впрямь не хватило указующего перста богов – эпик Петерсона открывал магию лос-анджелесских холмов, но никоим образом не олимпийских. 

Да и потом историческое кино не только рассказывает о прошлом, но и подспудно репрезентирует настоящее. Идеологические модели «Трои» показались критикам очевидными: поход ахейцев нашел сходство с американской интервенцией в Ирак (злая ирония в том, что ленту Петерсона снимали в 2003 году параллельно реальным военным действиям – вот он, мостик вечности между сказителем Гомером и нашим проблемным веком). Очень быстро неопеплум в метких замечаниях философов и социологов превратился в голос нового американского империализма – и не суть важно, что между древними царями Эллады и администрацией Буша пролегала целая пропасть. 

Орландо Блум в роли Париса на кадре из фильма «Троя»

Орландо Блум в роли Париса на кадре из фильма «Троя»

Поэмы слепца на языке зрелищ

А что действительно дало свои плоды, так это труд художников и супервайзеров по спецэффектам. Визуальная составляющая «Трои» с ее показным голливудским блеском сделала картину одним из главных блокбастеров нулевых. 170 млн долларов – приличная сумма для тех лет, с умом и знанием дела вложенная в батальные сцены у стен Трои, где мирмидоняне и троянцы резали друг друга. И, конечно, не забудем два других знаменательных эпизода – дуэль между Ахиллом и Гектором и стратагему с троянским конем, ставшую образным символом «Илиады» (правда, у Гомера нет ни строчки об этой ахейской хитрости – все дело рук его последователей). 

Там, где фильм спотыкался об исторические факты и ставил крест на правдоподобии, приходила звенящая помпезность экшена – компенсация перед историками по-голливудски. Да, Петерсон непозволительно мешал эпохи, как археолог Генрих Шлиман слои земли, когда вскапывал Трою: конницы во времена битвы за Илион еще не было, а сражались тогда не со стальным оружием, а с бронзовым, ну и много других ошибок – легких мишеней для историков и любителей посчитать пуговицы на мундирах. Но и эти просчеты, в сущности, не помешали «Трое» стать мощной кинематографической машиной и доказать, что громоздкий список кораблей вполне можно уместить в одном кадре. 

Эрик Бана в роли Гектора на кадре из фильма «Троя»

Эрик Бана в роли Гектора на кадре из фильма «Троя»
Текст: Константин Мышкин
4 комментария
А
Как же жалко было Гектора, до слез просто
Для меня фильм "Троя" был неким "ящиком Пардоры". Я никак не мог предположить что в далёком 2004 году этот фильм привлечёт меня на столько, что каждый вечер буду изнашивать несчастную видеокассету, пересматривая любимые сцены раз за разом. Благодаря фильму, я увлёкся историей "Трои" настолько глубоко, что в 5 классе занял у учителя целый урок, рассказывая о том как нашли Трою, сколько было у неё слоев, что где и когда этот хитрый Шлиман вывез найденные сокровища в Афины. Даже во время экскурсии в "Пушкинском музее" в Москве я практически сам стал экскурсоводом., поскольку знал о каждой золотой находке гораздо больше чем наверное сам Шлиман и на сегодня я знаю типографию Трои как свои пять пальцев. "Троя" единичный уникальный, красочный и крайне эпический фильм. Такие фильмы увы больше не снимают и врят ли станут. Но я был был весьма рад если бы какой нибудь умный образованный товарищ уровня Кэмерона или Нолана взялся бы снять сериал про Троянскую Войну хотя бы на уровне "Спартака", а не то убожество которое сняли несколько лет назад. Уверен многие бы ринулись смотреть. Троя - это вечная тема, и она будет жить многие покаления, поскольку это не война орок с эльфами или между Воландемортом и Поттером. Это война между людьми.
Не знаю, мне Питюня оч понравился в Трое. Физ форма и постановка боев великолепная. Помню 3 раза подряд в кино ходил, затроянился
Изменено 15 мая в 13:05
Из однозначный минусов фильма - кастинг Бреда Питта на роль Ахилла . Если бы взяли актера, который *умеет* играть, получился бы мощный глубокий образ вместо этих истерических ужимок.
Тот же Эрик Бана по таланту на голову выше.
Бред Питт идеален только с маркетинговых целей
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?